full screen background image

Когда водитель будет не нужен. Часть вторая

Когда водитель будет не нужен. Часть вторая

Наделить необходимыми системами и способностями машину – лишь полдела. Для работы автопилота необходима соответствующая инфраструктура и изменения в законодательстве.

Позавчера мы рассмотрели компоненты автопилота, «живущие» в автомобиле. Для того, чтобы избавиться от совершающего ошибки и подверженного усталости водителя, ему необходимы адаптивный круиз-контроль с функцией stop&go, система контроля дорожной разметки с функцией удержания в полосе, сканер слепых зон и навигационные данные нового уровня.

И машина поедет сама, ни в кого не врезаясь? Да, но только по прямой или шоссе с плавными поворотами. Для сложных маневров и следования по городскому маршруту ей понадобятся подсказки извне. Говоря упрощенно, автомобильной электронике нужно общаться с соседями по потоку и неподвижными объектами дорожной инфраструктуры. Такая система уже создается и получила название Car-to-X Communication. В вольной трактовке – интерфейс общения автомобиля со всем, что способно ему ответить и предоставить нужную информацию.

Поставщиками полезных сведений послужат светофоры, датчики загруженности дорог, погодные станции, маячки на машинах экстренных и дорожных служб и т.п. От них автопилот, «сидящий за рулем», узнает о гололеде, ремонте магистрали, аварии, заторе и сможет оперативно пересчитать оптимальный маршрут. Заодно и водителя предупредит о том, что ему, возможно, придется перенести запланированную встречу.

Когда водитель будет не нужен. Часть вторая

В дополнение к такой информации, которую можно назвать важной, но все-таки необязательной, автомобилю нужно помочь ориентироваться в городе. В условиях тесной застройки данные GPS о положении машины дают слишком большую погрешность. Иногда она достигает десятков метров! Как тут точно прописать поворот из одного переулка в другой? Пока на этот вопрос производители предпочитают не отвечать.

Можно предположить два возможных решения. Во-первых, потребуются новые поколения камер, радаров и сенсоров, установленных на автомобиле. Те, что используются сейчас, заточены под обнаружение достаточно крупных объектов и в определенных зонах. А требуется полный контроль ситуации «по кругу» и уверенность в том, что электроника вовремя сумеет распознать даже небольшой парковочный столбик, стоящий на перекрестке. Во-вторых, можно оснастить перекрестки некими метками. «Видя» их машина сможет точнее сориентироваться в пространстве и понять, что поворот именно здесь, а не на 10-20 метров дальше, как считает штатная навигация.

Сам по себе такой коммуникационный комплекс не образуется, требуется колоссальная работа по его созданию и запуску. Ключевой момент заключается в том, чтобы воспользоваться данными могли все без исключения автомобили. Необходимо создать единый протокол и формат передачи информации, а производители внедрят его в свои машины. Можно провести параллели с миром мобильных гаджетов, который сейчас приходит к единому типу разъема для зарядки «микро-USB» вместо уникальных для каждой марки. Думаю, что дружба автоконцернов на этом поприще наладится быстро. Система необходима для общей безопасности на дорогах, которая сейчас стоит на первых ролях для всех. Кроме того, «изгои» лишатся возможности сделать полноценный автопилот для своих машин, а это уже серьезный минус в конкурентной борьбе. Так что, скорее всего, компании обяжут соответствовать единым требованиям на законодательном уровне.

Когда водитель будет не нужен. Часть вторая

Кстати, часть функционала, готовящегося для автопилота, наверняка достанется и самым бюджетным моделям. К примеру, уже сейчас в Европе для всех новых автомобилей обязательно наличие ABS и системы стабилизации, как минимум двух подушек безопасности, все большее распространение получают системы автоматического торможения в экстренной ситуации. Так что через десяток лет, вполне возможно, какой-нибудь Logan сможет рассказать владельцу о дорожной ситуации во всех подробностях.

Отмечу, что описанные «навороты» работают не только на безопасность, но и на благо экологии. Если машины станут меньше стоять в пробках – уменьшится объем вредных выбросов в атмосферу. Равномерное движение потока вместо разгонов и торможений приведет к тому же положительному результату. А умная навигация, содержащая сведения о спусках и подъемах на дороге, даст указания по включению оптимальной передачи в коробке. Последняя технология, к слову, уже реализована на «Роллс-Ройсах».

Когда водитель будет не нужен. Часть вторая

Вторая важная составляющая для успешного внедрения автопилота, также не зависящая от машин, — вопросы законодательства. Кто будет отвечать в случае аварии? Ведь водитель может в прямом смысле слова проспать момент ДТП. Пока никто из автоконцернов или разработчиков электроники не берет (и не собирается брать) на себя ответственность. ABS, ESP, система экстренного торможения, адаптивный круиз-контроль – они лишь подстраховывают человека за рулем, но ни в коем случае не заменяют. Однако лет через 5-10 нам обещают именно ту систему, что вытеснит нас из-за руля и позволит развернуть кресло спинкой к лобовому стеклу.

Власти некоторых стран уже рискнули и выдали лицензии на испытания автономных машин на дорогах общего пользования. Пока все идет достаточно гладко. К примеру, известные «гугломобили» за шесть лет и порядка 1,6 миллиона «беспилотных» километров на американских дорогах попали в 11 ДТП. Все они были мелкими и произошли не по вине автопилота. И это при том, что умные автомобили были на 100% окружены обычным транспортом, непредсказуемым и не защищенным от ошибок человека, а на дорогах пока нет ничего из описанной выше инфраструктуры. В теории с ростом числа автономных машин вероятность попасть в аварию будет уменьшаться. Однако в данном случае речь идет о человеческих жизнях. Ни правительства, ни сами производители не возьмут на себя дополнительные (отметим, весьма смелые) обязательства, пока не поймут, что компьютеру за рулем можно полностью доверять.

Неужели до этого момента действительно осталось всего несколько лет?

Источник




Добавить комментарий

Adblock detector