full screen background image

Когда водитель будет не нужен. Часть первая

Когда водитель будет не нужен. Часть первая

Все ближе тот день, когда автомобили смогут ездить без помощи водителя, причем без всяких «но» и оговорок. Большая часть необходимых для этого компонентов уже разработана.

О разработке автопилота для машин, кажется, объявил уже каждый производитель автомобилей, чье имя обладает мировой известностью. Да что там: даже наш КамАЗ, до сих пор выпускающий грузовики с кабиной более чем 40-летней давности, намерен создать аналогичную систему! И не в следующем веке, а к 2020-му году, то есть вровень с остальными марками. Для полноценного комплекса автономного управления необходимо взаимодействие нескольких электронных ассистентов.

АДАПТИВНЫЙ КРУИЗ-КОНТРОЛЬ

Когда водитель будет не нужен. Часть первая

Обычный круиз-контроль, поддерживающий заданную скорость, известен еще с конца 1950-х годов. Наибольшее распространение опция получила в США из-за большого количества прямых и пустых магистралей. На рубеже XIX и XX веков инженеры вывели систему на новый уровень. В нее добавили радар, сканирующий пространство перед машиной, и научили самостоятельно задействовать тормоза в случае обнаружения препятствия. В результате водитель получил возможность пользоваться «круизом» не только на свободном шоссе, но и при наличии попутных машин. Исходя из заданной дистанции, адаптивный круиз-контроль сам притормаживает автомобиль, не давая ему приблизиться к корме едущего впереди.

Первое поколение новинки было, как водится, не лишено недостатков. Радар не распознавал неподвижные объекты (дорожное ограждение, стоящие перед светофором машины и т.п.) и терял ориентир при смене полосы движения. То есть – при всей революционности разработки – попасть с ней в аварию было достаточно несложно. С годами конструкторы доработали систему. У ныне выпускаемых моделей ее не смутит резко перестроившийся сосед по потоку, электроника адекватно замедлится, увидев хвост пробки.

О нажатии на педаль тормоза можно забыть? Фактически да. Автор этих строк проезжал в будний день сотню километров от Дмитрова до центра Москвы, не выключая АСС (Adaptive Cruise Control). Разумеется, в нашем сумасшедшем движении комплекс электронный разум зачастую тормозит излишне резко. Все логично, ведь он, к примеру, видит перестроившийся автомобиль только по факту и не способен чуть сбросить газ заранее, увидев включенный поворотник. Однако если говорить исключительно о работоспособности системы, то она на высоте. По крайней мере, в условиях сухой погоды.

СИСТЕМА STOP&GO

Когда водитель будет не нужен. Часть первая

Отдельно стоит упомянуть одну из «надстроек» адаптивного круиз-контроля. Пока подавляющее большинство автомобилей умеют останавливаться при необходимости, но для трогания с места нужно нажать на газ. В затяжной пробке это, конечно, помешает водителю окончательно уснуть, но на звание полного автопилота не тянет. Проблему решает функция stop&go. Электронный разум отслеживает момент, когда ваш ряд тронулся, и, выдержав необходимую дистанцию, начинает ехать. В комплексе со следующей системой активный «круиз» со stop&go образуют так называемый «пробочный» автопилот, чьи способности ограничиваются движением на низкой скорости в плотном потоке.

КОНТРОЛЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЛИНИЙ РАЗМЕТКИ

Когда водитель будет не нужен. Часть первая

Чуть позже адаптивного «круиза» в автомобильный мир пришло понятие системы контроля пересечения линий разметки (LDWS, Lane Departure Warning System). Камера на лобовом стекле распознает нарисованные на асфальте полосы и поднимает тревогу, если машина отклоняется в сторону без включенного указателя поворота. Оповещение бывает двух типов: звуковое и с помощью вибрации руля или сиденья водителя.

С банального предупреждения о потенциально опасной ситуации автопроизводители быстро перешли к следующей ступени. Систему переименовали в LKW, Lane Keeping System, и научили подруливать, если водитель не реагирует на сигналы машины. На сегодняшний день комплекс способен исправлять ошибки человека за рулем только при достаточно плавной траектории. Резкие маневры ему пока не под силу.

С этой опцией все не так однозначно, как в случае с адаптивным круиз-контролем. Дело в том, что при прохождении поворотов наезд на линии разметки в порядке вещей: немного срезанный угол избавляет от резких движений рулем и необходимости снижать скорость. Разумеется, указатели поворота никто в этом случае не включает, ведь полоса не меняется. Однако системе удержания в ряду это невдомек. Ее вмешательство в управление в виде резко возросшего сопротивления на руле будет для водителя в лучшем случае неприятной неожиданностью, а в худшем может привести к аварийной ситуации. Правда, это справедливо лишь при работе комплекса отдельно от остальных ассистентов. А вот автопилоту без него не обойтись. Так что привыкайте: виражи машины будущего станут «писать» в строгом соответствии с линиями разметки.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СЛЕПЫХ ЗОН

Когда водитель будет не нужен. Часть первая

Рассмотренные выше комплексы избавляют водителя от работы при езде в своей полосе. Однако полноценный автопилот должен уметь выполнять маневры. Самый банальный – перестроение. За ситуацией в соседних полосах наблюдает BLIS, BLind spot Information System. Это название стало практически нарицательным, хотя зарегистрировано за шведской маркой Volvo, ставшей пионером в деле внедрения такой системы. Радары, расположенные, как правило, в корпусах зеркал заднего вида, сканируют пространство слева и справа от машины. На сегодняшний день их функция – предупреждение водителя. Однако на следующем этапе информация с датчиков станет основой для принятия решения о смене полосы.

НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Когда водитель будет не нужен. Часть первая

Важным поставщиком данных для управляющей электроники станет штатный навигатор. К его картам будут предъявляться принципиально новые требования. Теперь точные схемы развязок, данные о количестве полос, ограничении скорости и организации движения на перекрестках станут не приятной, но необязательной опцией, а неотъемлемой частью программы. Благодаря им компьютер сможет заранее просчитать необходимые на маршруте маневры и заблаговременно подготовит к ним машину (например, включит указатели поворота или перейдет на пониженную передачу). Наверняка автоконцерны потребуют и большей точности при отрисовке карт. Та погрешность, которую может исправить водитель, может сыграть злую шутку с электроникой. Хотя, разумеется, работу многочисленных радаров и камер при езде по навигатору никто не отменяет.

Как видим, все составляющие для автопилота уже не просто созданы, а существуют по несколько лет и зарекомендовали себя надежными помощниками водителя. Но банальное объединение их в единый комплекс – это не все, что нужно. О других необходимых компонентах я расскажу в следующей статье, выходящей на этой неделе.

Источник


TAG


Добавить комментарий

Adblock detector