full screen background image

Каждому двухколесному – по шапке!

Каждому двухколесному – по шапке!

Спустя почти год после законодательного допуска велосипедистов на проезжую часть депутаты озаботились безопасностью «двухколесных».

Российские законотворцы обратили внимание на набирающие популярность безмоторные транспортные средства прошлой весной. Именно тогда в ПДД появился пункт, обязывающий автомобилистов пропускать велосипеды при поворотах, тогда как ранее приоритет велосипедисты получали только при пересечении с велодорожкой, обозначенной соответствующим знаком.

Кроме того, в последние полтора-два года в Москве начали, как грибы после дождя, появляться станции велопроката, увеличивается протяженность велодорожек. В правилах движения появились новые термины, а также новые дорожные знаки. Да и перевозить своих «стальных коней» в электричках власти разрешили абсолютно бесплатно. Все меры направлен на повышение популярности экологичного транспорта, который к тому же не создает пробок на дорогах и не занимает парковочных мест.

А весной 2015 года премьер-министр России Дмитрий Медведев сделал жизнь любителей покрутить педали еще проще. Если раньше велосипедисты обязаны были двигаться по правому краю дороги, но не заезжая на выделенные для общественного транспорта полосы движения, то теперь глава правительства своей подписью разрешил велосипедистам ездить по «выделенкам».

Получается, что прав у велосипедистов уже достаточно, а вот никаких обязанностей не было и нет: ни необходимости учить ПДД, ни требований к экипировке, ни серьезных штрафов за нарушения… Такое отношение порождает порочное чувство вседозволенности. А большинство проблем в случае аварии рискует получить водитель автомобиля. Ведь, согласно нашим законам, он несет ответственность за вред здоровью пострадавшего как обладатель «средства повышенной опасности».

Каждому двухколесному – по шапке!

Пока российские депутаты задумались только о безопасности велосипедистов, которым теперь разрешено передвигаться по дорогам общего пользования наравне с автомобилистами и мотоциклистами. Чиновники решают, необходимо ли обязать любителей крутить педали носить специальную экипировку, в том числе шлем и одежду со светоотражающими элементами. Полный перечень необходимой «защиты» сейчас находится на стадии обсуждения и пока не оглашался.

«Я сам за рулем ездил и знаю, что иногда происходят практически аварийные ситуации. Велосипедист или пересекает дорогу, или возникает прямо перед машиной и водитель не успевает затормозить. А если бы были катафоты или одежда со светоотражающими элементами, то тогда его было бы видно издалека», — цитирует слова заместителя председателя комитета по спорту Сергея Поддубного «Русская служба новостей».

Подозреваю, что в аналогичных ситуациях гораздо эффективнее были бы не катафоты, а обычные зеркала. В этом случае велосипедист хотя бы мог видеть, что выезжает под движущийся автомобиль. Но их иметь не обязательно, и вряд ли законотворцы включат этот аксессуар в список обязательных. Кроме того, наличие светоотражателей не прибавляет велосипедисту ответственности за свои маневры на дороге. А ведь он теперь считается полноправным участником дорожного движения.

Но и в такой мягкой и неопределенной форме проект успел вызвать неоднозначную реакцию у столичных приверженцев здорового образа жизни. Самые частые замечания связаны с тем, что езда в шлеме будет создавать дискомфорт, а также станет отбивать охоту пользоваться велосипедом в городе.

При этом стоит отметить, что любителям двухколесного транспорта с мотором езда без шлема грозит штрафом, а сами мотоциклисты никакого дискомфорта не ощущают. И, как правило, не ограничиваются только обязательными элементами экипировки. В стандартный набор входят не только шлем, но также перчатки, куртка и ботинки. Многие мотоциклисты дополнительно надевают специальные штаны с защитой или наколенники. К тому же дополнительным фактором, повышающим безопасность моторных двухколесных, являются звук выхлопа и оптика: фара, задний габаритный фонарь, стоп-сигнал и указатели поворота. Первого велосипеды лишены по определению, оптикой оснащены считанные единицы, а уж о подаче сигналов о повороте руками даже говорить смешно.

Мы надеемся, что чиновники не ограничатся только шлемом, а обяжут самых уязвимых участников дорожного движения носить хотя бы небольшой перечень необходимой экипировки. Добавим, что во многих странах по всему миру таковая для велосипедистов обязательна. Кстати, именно на зарубежный опыт ссылаются парламентарии в разработке проекта.

Каждому двухколесному – по шапке!

В частности, в Новой Зеландии, Австралии, Канаде и некоторых американских штатах ношение шлема обязательно для всех велосипедистов, и нарушение влечет за собой внушительный штраф. Во многих европейских странах защита головы обязательна только для несовершеннолетних водителей велосипедов. В Чехии только с 18-летнего возраста можно не «покрывать голову», в Швеции и Исландии шлем должны носить все «байкеры» младше 15 лет, а в Австрии запрещено выезжать без шлема всем водителям младше 12 лет.

Некоторые страны Евросоюза решили не грести всех под одну гребенку и ввели временные или территориальные ограничения. В Испании, к примеру, шлем обязателен при езде вне населенных пунктов постоянно. Однако правило не действует во время сильной жары или при подъеме на крутой склон.

На Мальте и в Литве можно обойтись без «шапки» вовсе, но только днем. По ночам шлем является обязательным элементом экипировки. В условиях ограниченной видимости необходимо надевать защиту головы также в Италии и Франции. Если велосипедиста без соответствующей экипировки заметят полицейские ночью или, скажем, в тумане, то ему грозит немалый штраф.

В России же сегодня в правилах дорожного движения для велосипедистов содержится только рекомендация использовать фары и фонари в темное время суток при неблагоприятных погодных условиях, а за несоблюдение нормы никакой ответственности «велобайкерам» не грозит. С принятием же документа у велосипедистов появятся не только права на дороге, но и обязанности.

Источник




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *